Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в... (называет школу). Я рада видеть вас в нашем первом классе. Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления. Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы и наши дети, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопнимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся. 2. Знакомство Преподаватель знакомится с родителями, называя свое имя, отчество. Педагог: С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Приятно видеть родителей, которые привели ко мне своих младших детей, – для меня это большая честь. А теперь, чтобы познакомиться с вами, я оглашу список учеников, а вы, пожалуйста, скажите, здесь ли их родители. (Зачитывается список класса.) 3. Советы родителям Педагог: Совсем скоро прозвенит первый звонок, и наши дети станут первоклассниками. Именно вы будете их поддержкой и опорой. Быть родителями первоклассника нелегко, поэтому позвольте мне дать вам несколько советов. Если мы хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь, то для этого должны: • создать ему комфортные условия для учебы и поддерживать в нем желание учиться и общаться с одноклассниками; • превратить свои требования в его желания. Знания учеников первого класса не оцениваются в баллах, поэтому вместо вопроса: "Какую отметку ты получил?" спрашивайте: "Что интересного было на уроках? С кем ты познакомился из ребят? Что ты сегодня ел в столовой?"; • нужно учитывать, что воспитатель детского сада и учитель могут воспринимать одного и того же ребенка по-разному. Иногда это является стрессом: смена отношения может оказаться болезненной. Поддержите ребенка в этой ситуации, одновременно корректно отнесясь к учителю; • последнее и самое главное: сравнивая своего ребенка с другими учениками, хвалите его за успехи и достижения. Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений: • брать в школу все необходимое; • правильно и быстро готовиться к уроку (выполнению домашнего задания); • здороваться с учителями и детьми; • отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их; • слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания; • просить о помощи, если что-то не получается; • заниматься одним делом долгое время; • правильно реагировать на замечания; • устанавливать дружеские отношения со сверстниками. Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком. 4. Особенности школьной жизни Педагог: Прежде, чем подать документы в нашу школу, вы, наверное, навели о ней справки. Многие знают, что в основе деятельности нашей школы лежит педагогика успеха. Каждый ребенок должен видеть свои достижения и получать радость от процесса обучения вместе с учителем. В школе есть свои требования. Например, я буду строго следить за соблюдением дисциплины, выполнением заданий. Вам нужно обеспечить ребенку: • школьную форму: повседневную и парадную (подробно описать форму и предъявляемые к ней требования); • аккуратный внешний вид: прическу, наличие пуговиц и исправных застежек-молний, носовых платков и расчесок; • необходимые школьные принадлежности. Очень прошу не сравнивать работу учителей в разных классах: и мы, и дети – очень разные. 5. Организация учебного процесса Преподаватель в нескольких словах сообщает о программе, по которой будет учиться класс. Педагог показывает родителям учебники, знакомит с их содержанием. Также следудет познакомить родителей (очно или заочно) с администрацией, другими специалистами, работающими с классом, выдать распечатку с их фамилиями, именами и отчествами. Преподаватель пречисляет особенности организации учебного процесса в начале обучения, такие как: • пятидневная учебная неделя; • минимальное по объему домашнее задание; • безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы, "смешные печати" и наклейки как положительные отметки; • расписание звонков и уроков; • адаптационный период – три недели или месяц в зависимости от класса (в эти дни у детей по три урока); • рассаживание и пересаживание детей за парты по медицинским показаниям; • схема безопасного пути в школу (пройти с ребенком от дома или от метро, зеленым карандашом нарисовать схему и приклеить ее на форзац букваря); • порядок питания в столовой; • Центр дополнительного образования: кружки, клубы, секции, расписание их работы; • значки с именами. 6. Организационные вопросы Преподаватель отвечает на вопросы родителей. Возможные темы организационных вопросов: • традиции: дни рождения учеников, летопись жизни класса, дни театра, экскурсии; • проездные документы; • избрание родительского комитета. Конспект родительского собрания "Что ребенок хочет сказать мне своим поведением" Такое собрание можно провести в первом классе для ознакомленя с поведением детей, или во втором-четвертом классах, если определенная группа детей отличается плохим поведением. Классному руководителю необходимо привлечь к обсуждению психолога и совместно с ним провести исследование, предложив детям закончить ряд предложений: • "Чаще всего я плохо себя веду, когда…"; • "Чаще всего я смеюсь, когда…"; • "Чаще всего у меня хорошее настроение, когда…"; • "Чаще всего я плачу, когда…"; • "Чаще всего я злюсь, когда…"; • "Чаще всего я обижаюсь, когда…"; • "Мне хорошо, когда…"; • "Мне плохо, когда…". Задачи: • обсудить с родителями причин плохого поведения детей; • добиться понимания родителями проблемы плохого поведения их детей и наметить соответствующие пути коррекции. Форма проведения: беседа. Ход родительского собрания 1. Вступительное слово классного руководителя Педагог: Уважаемые мамы и папы! Нам с вами необходимо обсудить вопросы, связанные с плохим поведением детей. Давайте подумаем, почему ребята плохо себя ведут и что мы можем сделать в этой ситуации. Предлагаю обсудить некоторые вопросы. 2. Обсуждение вопросов с родителями 1. Для обсуждения поочередно предлагаются те или иные вопросы. Родители высказывают свои предположения, учитель фиксирует все варианты на доске. 2. Почему дети плохо себя ведут? (Варианты ответов: хотят привлечь внимание, им скучно, хотят разозлить взрослых и т. д.) 3. Когда, в каких случаях и при каких обстоятельствах плохое поведение ребят достигает наибольшей активности? (Варианты ответов: при посторонних, на улице, в гостях, в школе, когда приходят в гости сверстники и т. д.) Вывод: плохое поведение демонстрируется, когда есть зрители. 4. Что вы при этом чувствуете? (Варианты ответов: злость, обиду, гнев, ярость и пр.) 5. Какие действия вы совершаете или хотите совершить, когда вам не нравится поведение вашего ребенка? (Варианты ответов: хочется убежать, ударить, закричать, замкнуться, уйти, обидеться, отомстить, наказать и т. д.) 6. Что в идеале мы должны делать в данной ситуации? (Варианты ответов: успокоиться; проанализировать, почему так происходит, кто в этом виноват, что делать дальше.) 3. Обобщение ответов на вопросы Педагог: Попробуем обобщить все сказанное. Обычно мы плохо ведем себя тогда, когда хотим добиться от других определенной реакции на это. Дети же ведут себя плохо потому, что сомневаются в собственной способности занять достойное место посредством самовыражения в каком-нибудь совместном деле. Они еще не умеют жить согласно жизненным принципам взрослых, зато обнаруживают, что самовыражения легко достичь плохим поведением. Недостаточно просто любить ребенка – необходимо помочь ему почувствовать, чего он стоит и какую пользу может принести вам его способность проявить себя в том или ином деле. Когда плохое поведение ребенка становится невыносимым, мы пытаемся как-то повлиять на него, для чего часто применяем тактику запугивания (подход с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе вопрос: "Что ребенок хочет сказать мне своим поведением?" Это позволяет вовремя снять надвигающуюся в отношениях с ним угрозу и одновременно способствует коррекции такого поведения с нашей стороны. 4. Результат детского анкетирования Педагог: Давайте посмотрим на результаты опроса детей. Что говорят сами ребята, каковы наиболее распространенные ответы? Педагог показывает родителям результаты проведенного совместно с психологом исследования – самые популярые варианты окончания предложений: • "Чаще всего я плохо веду себя, когда чего-то не понимаю. Это происходит случайно. Я не хочу, а это все равно происходит"; • "Чаще всего я смеюсь, когда счастлив, когда рядом друзья, когда мама приходит с работы рано"; • "Чаще всего у меня хорошее настроение, когда в школе ставят хорошие оценки, когда дарят подарки"; • "Чаще всего я плачу, когда мне обидно, плохо, грустно, иногда – просто так"; • "Чаще всего я злюсь, когда указывают на мои недостатки, говорят обо мне плохо, не хотят меня слушать, не любят"; • "Чаще всего я обижаюсь, когда меня несправедливо обвиняют"; • "Мне хорошо, когда меня любят, жалеют, понимают, уважают, не кричат на меня"; • "Мне плохо, когда меня не понимают, обижают, ругают, когда смеются надо мной". 5. Выводы и предложения Педагог обсуждает с родителями полученную информацию, привлекает к обсуждению психолога, который дает свои рекомендации. Главное – относиться к детям с теплом и пониманием, любить и поддерживать их.
ПАМЯТКА для педагога "Проведение родительских собраний" 1. Оставьте за дверью свое плохое настроение. 2. Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств. 3. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти. 4. Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих. 5. Не избирайте для общения назидательный тон. 6. Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству. 7. В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить. 8. Помните "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. 9. Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей. 10. Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям. 11. Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям. 12. Объяните родителям, что "плохой ученик" не означает "плохой человек". 13. Не давайте негативной оценки всему классу. 14. Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов. 15. Не переоценивайте значение отдельных предметов. 16. Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это. Источник: http://menobr.ru/resource/default.aspx?control=24&id=5628&catalogid=1055